Всероссийский научно-исследовательский и проектно-конструкторский институт электровозостроения ОАО «ВЭлНИИ»
ОАО «ВЭлНИИ» входит в состав
компании ТРАНСМАШХОЛДИНГ

О компании

Открытое акционерное общество «Всероссийский научно-исследовательский и проектно-конструкторский институт электровозостроения» (ОАО «ВЭлНИИ») расположен в городе Новочеркасске.

ОАО «ВЭлНИИ» — признанный научно-исследовательский центр в области электровозостроения. Спроектированные в Новочеркасске локомотивы эксплуатируются на железных дорогах России, Финляндии, Польши, Китая, Украины и Казахстана.
Предприятие имеет более 1000 патентов и авторских свидетельств, тысячи научных публикаций, в том числе 60 монографий, 126 защищённых кандидатских и докторских диссертаций.

ОАО «ВЭлНИИ» поддерживает тесные научные и производственные связи с предприятиями и организациями ЗАО «Трансмашхолдинг», прежде всего с ООО «ПК НЭВЗ», ОАО «РЖД», производителями электронной, электротехнической продукции, а также ведущими НИИ и профильными высшими учебными заведениями РФ и стран СНГ.

В октябре 2013 года институт получил сертификат соответствия Регистра ГОСТ Р по системе менеджмента качества (СМК), удостоверяющий соответствие СМК института требованиям ГОСТ ISO 9001 — 2011 (ISO 9001: 2008) применительно к разработке проектно-конструкторской документации технических средств железнодорожного транспорта (ТСЖТ); проведению испытаний ТСЖТ; разработке, изготовлению, испытаниям мелкосерийной продукции ТСЖТ.

Испытательный центр ТСЖТ ОАО «ВЭлНИИ», в связи с вводом в действие со 2 августа 2014 года технических регламентов Таможенного союза в сфере железнодорожного транспорта, существенно расширил существующую область аккредитации, получил аттестат аккредитации в национальной системе аккредитации РФ, был включён в Единый реестр органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров) Таможенного союза с областью аккредитации, включающей технические регламенты Таможенного союза — ТР ТС 001/2011 «О безопасности железнодорожного подвижного состава» и ТР ТС 002/2011 «О безопасности высокоскоростного железнодорожного транспорта», получил право проводить широкий спектр испытаний подвижного состава и его составных частей в системе подтверждения соответствия Евразийского Экономического Союза.

Историческая справка

В начале 1956 г. правительство СССР утвердило «Генеральный план электрификации железных дорог», в котором была поставлена задача в период 1951–1971 гг. электрифицировать не менее 40 тыс. км железных дорог, в основном на переменном токе 25 кВ, 50 Гц. Уже к 1958 г. железные дороги СССР вышли на первое место в мире по общей протяженности электрифицированных линий, которые требовали принципиально новых локомотивов, обеспечивающих повышение перевозочной способности железных дорог при снижении энергопотребления и затрат на обслуживание и ремонт, а конструкция — серийное производство.

До создания института проектно-конструкторские работы и необходимые испытания выполнялись специальным конструкторским отделом (СКО) и центральной заводской лабораторией (ВЦЗЛ) НЭВЗа. Накопленный опыт проектирования и испытаний позволил уже в 1953 г. перейти к решению более сложной проблемы — созданию электровозов переменного тока 25 кВ, 50 Гц. В 1954 г. Был изготовлен опытный электровоз переменного тока типа НО и проведены его комплексные испытания, результаты которых были учтены при разработке шестиосного электровоза переменного тока типа ВЛ60 с игнитронными выпрямителями (электровозы первого поколения).

Опытная эксплуатация указанных электровозов выявила ряд существенных недостатков. Анализ показал, что решение задач такой сложности возможно только после проведения глубоких исследований и поисковых конструкторских работ. Это предопределило необходимость в специализированном институте, который и был создан в 1958 г. на базе ВЦЗЛ с привлечением в него части специалистов СКО завода.

Первым директором института стал молодой кандидат технических наук А.Л. Курочка, до этого занимавший пост начальника ВЦЗЛ; главным инженером — начальник станции электрических машин В.П. Янов; главным конструктором — И.Л. Шапиро, прошедший хорошую школу проектирования электрических машин.

В 1963 г. Госкомитетом по электротехнике при Госплане СССР институту передается СКО завода, и он переименовывается во Всесоюзный научно-исследовательский и проектно-конструкторский институт электровозостроения (ВЭлНИИ), с утверждением его головным в отрасли электровозостроения.

Наряду с генеральной линией разработки магистральных электровозов переменного тока для серийного производства, ВЭлНИИ в разное время выполнял и другие работы.

Оказана техническая помощь Тбилисскому электровозостроительному заводу по улучшению конструкции и повышению надежности электровозов постоянного тока ВЛ10.

Разработаны и внедрены на карьерах Качканарского, Костомукшского, Михайловского ГОКов мощные тяговые агрегаты ОПЭ1 и НП-1. Для Магнитогорского металлургического комбината спроектированы промышленные электровозы с асинхронным тяговым приводом НПМ2. Разработано электрооборудование для электропоездов Демиховского машиностроительного завода, электровозов ЭП2К для Коломенского тепловозостроительного завода, шахтных контактных электровозов КН10 с шириной колеи 600 и 900 мм и аккумуляторных АРПН14.

Для отработки отдельных узлов и систем электровозов с коллекторными тяговыми двигателями, в том числе конструкции силовой передачи при опорно-рамном подвешивании, систем независимого возбуждения и др., спроектированы опытные электровозы ВЛ81, ВЛ84, ВЛ80РН, ВЛ12.

Накопленный опыт позволил ВЭлНИИ совместно с НЭВЗом выйти на международный рынок и успешно конкурировать с зарубежными фирмами. Так, были разработаны и большими партиями поставлялись электровозы в Финляндию (Sr-1 в 1973–1989 гг.), Польшу (ET-42 в 1978–1982 гг.), Китайскую народную республику (8G в 1987–1990 гг.).

Специалисты ВЭлНИИ активно занимались и продолжают заниматься разработкой подвижного состава на основе бесколлекторных тяговых электроприводов. В 1971 г. был создан первый в мире образец электровоза с асинхронными тяговыми двигателями — ВЛ80А с питанием от контактной сети переменного тока с напряжением 25 кВ, 50 Гц. В 1985 г. — электровоз ВЛ86Ф, а затем опытный электропоезд ЭНЗ. Первые зарубежные электровозы появились только в 1976 г. (Швейцария, Германия).

В 2008 г. ВЭлНИИ вошел в состав ЗАО «Трансмашхолдинг» — лидера в РФ по производству железнодорожной техники, определившего в качестве приоритетного направления перспективных разработок электроподвижной состав (электровозы, тепловозы) с асинхронным тяговым приводом.

В настоящее время ВЭлНИИ активно участвует в доводке и испытаниях электровозов ЭП20 и 2ЭС5, разработанных совместным российско-французским предприятием «ТРТранс», созданным ЗАО «Трансмашхолдинг» и фирмой Alstom. Одновременно ведется большая работа по модернизации электровозов 3ЭС5К, 2ЭС4К, НПМ2М. Выполняется и ряд других работ по заданиям ЗАО «Трансмашхолдинг» и ОАО «РЖД».

Более десяти лет назад на базе исследовательского подразделения создан и функционирует испытательный центр по сертификации тягового электроподвижного состава и электротехнической продукции. Он аккредитован в системах ГОСТ-Р, в Системе сертификации на федеральном железнодорожном транспорте (СС ФЖТ), а также прошел аттестацию на право работы в системах сертификации стран — членов СНГ.

Только за последние годы в испытательном центре прошли сертификацию свыше 10 типов электровозов и тепловозов, большое количество электротехнического оборудования. Серьезные планы у центра и на будущее.

Подводя итоги прошедших лет, можно с уверенностью сказать, что ВЭлНИИ справился с поставленными перед ним задачами: разработал около 50 типов электровозов, создал научную базу электровозостроения, высококвалифицированный испытательный центр и уверенно смотрит в будущее.