Всероссийский научно-исследовательский и проектно-конструкторский институт электровозостроения ОАО «ВЭлНИИ»
ОАО «ВЭлНИИ» входит в состав
компании ТРАНСМАШХОЛДИНГ

Вестник ВЭлНИИ

Вестник ВЭлНИИ
т. 1(53)

СОДЕРЖАНИЕ - CONTENT

Л.С. Лунин, В.Г. Наймушин

Вклад ЮРГТУ (НПИ) в электровозостроение

Дан анализ результатов многолетней совместной работы ВЭлНИИ и ЮРГТУ по решению научно-технических проблем, возникающих при создании новых электровозов и подготовке специалистов для электровозостроения и других отраслей техники.

L.S. Lunin, V.G. Naimushin

Contribution of South Russia State Technical University (SRSTU) to electric locomotive building

The results analysis of VELNII and SRSTU long-time joint work on decision of scientific and technical problems appeared during new electric locomotive making and specialists training for electric locomotive building and other technique departments is given.

В.Г. Наймушин

Состояние и пути развития электровозостроения в России

Дается оценка влияния уровня развития отечественного электровозостроения на транспортную безопасность России и ее экономику, и обосновывается целесообразность создания для удовлетворения перспективных потребностей страны в перевозке грузов и пассажиров, государственной электровозостроительной корпорации.

V.G. Naimushin

Electric locomotive building state and development methods in Russia

Estimation of home electric locomotive building level effect on the transport safety and economies in Russia is given. Advisability of making public corporation of electric locomotive building to satisfy prospective country needs of freight transportation and carriage of passengers are substantiated.

В.Г. Наймушин, В.И. Чапек, А.Г. Кобилев, П.В. Наймушин

Инновационный потенциал корпоративных отноше-ний: опыт консолидации и использования (на примере ОАО «ВЭЛНИИ»)

Приведены результаты исследования, показывающие, что инновационный потенциал отечественных корпораций можно реализовать только при условии рациональной трансформации отношений, складывающихся в корпоративном секторе экономики, преодоления деструктивных оппортунистических норм и мотивов корпоративного поведения.

V.G. Naimushin, V.I. Chapek, A.G. Kobilev, P.V. Naimushin

Innovation potential of corporative relations: consolidations and using experience (e.g. JSC «VELNII»)

Investigation results which show that innovation potential of home corporations can be implemented only under condition of rational transformation of relations formed in corporative economic department of destructive opportunist rate overcoming and corporative behaviout motives are given.

Ю.А.Бахвалов, А.Н.Грекова, В.П.Янов 

Расчёт магнитных систем электрических машин с постоянными магнитами методами граничных и конечных элементов

Предлагается методика аналитического расчета параметров магнитного поля электрической машины с возбуждением от постоянных магнитов, основанная на использовании принципов современной вычислительной математики.

Yu.A.Bakhvalov, A.N.Grekova, V.P.Yanov

Calculation of electric machines magnetic fields with permanent magnets by the methods of boundary and final components

The calculation methods of electric machine magnetic field with excitation from permanent magnets, which is based on using the methods of up-to-date calculating mathematics is suggested.

П.Г. Колпахчьян, К.Н. Суслова, Б.И. Хоменко

Исследование трехуровневого инвертора напряжения с регулированием напряжения методом ПВ ШИМ

Приведены результаты исследований потерь мощности и других основных параметров трехуровневых инверторов напряжения на синхронном двигателе методом пространственно векторной ШИМ и работе с разными по величине напряжениями на половинах входного фильтра.

P.G. Kolpakhchyan, K.N. Suslova, B.I. Khomenko

Investigation of three-level voltage invertors with voltage regulation by the method of space & vectorial pulse-width modulation (PWM)

Investigation results of power losses and other main characteristics of three-level voltage invertors with voltage regulation at asynchronous motor by the method of space & vectorial PWM and operation with different voltage at input half-filters are given.

Г.М. Водяник, И.В. Скогорев, А.О. Павленко

Системы охлаждения электровозов. Состояние и задачи

Рассматривается разработка параметрического ряда унифицированных вентиляторов для электроподвижного состава.

G.M. Vodyanik, I.V. Skogorev, A.O. Pavlenko

Cooling systems of electric locomotives: condition and problems

Development of standard fans parametrical series for electric rolling stock is considered.

А.В. Киреев, С.А. Пахомин

Влияние пульсаций вращающего момента реактивного индукторного двигателя на механическую часть электропоезда

Проведены исследования влияния пульсаций вращающего момента на механическую часть привода электровоза с тяговым индукторным электроприводом на базе реактивного индукторного двигателя. Предложены способы уменьшения динамических и вибрационных нагрузок в механической части электропривода путем снижения пульсаций момента на валу двигателя

A.V. Kireev, S.A. Pakhomin

Pulsations effect of the reactive inductor motor torque moment on electric drive mechanical part

Pulsations effect investigations of torque moment on mechanical part of electric locomotive drive with traction inductor electric drive based on the reactive inductor motor are accomplished. The methods of dynamic and vibratory load reduction in the electric drive mechanical part by moment pulsations reduction on the motor shaft are suggested

Ф.И. Кукоз, В.В. Иванов, Г.П. Сметанкин, И.В. Балакай

Использование синергического эффекта в композиционных электролитических покрытиях никель-бор-фторо-пласт

Проанализирован возможный синергический эффект проявления износостойкости и антифрикционности композиционными электролитическими покрытиями никель-бор-фторопласт

F.I. Kukoz, V.V. Ivanov, G.P. Smetankin, I.V. Balakay

The use of synergistic effect in Nickel-Boron-Flourine plastic composition electrolytic coatings

Possible synergistic effect of durability and antifriction development with Nickel-Boron- Flourine plastic composition electrolytic coatings is analyzed

И.Д. Кудрявцева, В.И. Балакай, Г.П. Сметанкин, К.В. Балакай

Закономерности электроосаждения никеля из низкоконцентрированного хлоридного электролита для антикоррозийных покрытий

Исследовано влияние борной кислоты и трехзарядного аниона на скорость электроосаждения никеля из хлоридного электролита при различных температурах. Показано, что в присутствии борной кислоты и трехзарядного аниона в электролите предельно допустимая плотность тока увеличивается

I.D. Kudryavtseva, V.I. Balakay, G.P. Smetankin, K.V. Balakay

Regularities of nickel electrodeposition from low-concentrated chlorine electrolyte for anticorrosion coverings

Boric acid and three-charged anion effect on nickel electro deposition rate from chlorine electrolyte at different temperature is investigated. It’s shown that maximum permissible current density is increased when there is boric acid and three-charged anion in electrolyte.

П.Г.Колпахчьян, Г.И.Колпахчьян 

Вспомогательный асинхронный электропривод с прямым управлением моментом двигателя

Рассмотрены вопросы создания асинхронных электроприводов вспомогательных механизмов (компрессора, вентилятора) электроподвижного состава с использованием способа прямого управления моментом. Показана эффективность рассматриваемого способа регулирования для улучшения динамических свойств электропривода и упрощения реализации системы управления.

P.G.Kolpakhchyan, G.I. Kolpakhchyan

Auxiliary asynchronous electric drive with engine moment direct control

Making problems of auxiliary devices (compressors, fans) off electric rolling stock with the use of the moment direct control method are considered.
Efficiency of this control method for electric drive dynamic properties improvement and control system performance simplification is shown.

А.Г. Вольвич, Ю.А. Орлов, И.Л. Таргонский, В.Г. Щербаков

Управление тяговым электроприводом электровозов переменного тока с коллекторными тяговыми двигателями при независимом возбуждении

Изложен алгоритм управления электродвигателем для электрического локомотива переменного тока, в котором контур цепи возбуждения используется для адаптации двигателя к условиям его работы.

A.G. Volvich, Yu.A. Orlov, I.L. Targonsky, V.G. Scherbakov

Control of the traction electric drive for AC electric locomotives with collector traction motors at separate excitation

The control algorithm of the electric motor for AC electric locomotive in which the loop of excitation circuit is used for adaptation of motor to its working conditions is described

А.Н. Шестаков, Ю.Е. Прохоров, Л.А. Нелепова, О.С. Гребенюк

Расчёт сил и деформаций в дросселе помехоподавления

На основе анализа магнитного поля дросселя помехоподавления рассмотрены действующие на обмотку механические усилия. Приведены методики расчёта радиальных усилий, сил сжатия обмотки и изгибающих сил, действующих на витки обмотки, намотанных на ребро.

A.N. Shestakov, Yu.Ye. Prokhorov, L.A. Nelepova, O.S. Grebenyuk

The Calculation of Force and Deformation of the Interference Suppression Choke

Mechanical efforts affecting on the winding are considered on the basis of analysis of interference suppression choke magnetic field. The calculation methods of radial efforts, winding compression and bending forces affecting on winding loops winded on the rib are given. 

М.С.Липкин, С.В.Кучеренко, Т.В.Липкина, Н.В.Кучеренко

Новый метод определения содержания углерода в конструкционных сталях

Предложен новый метод неразрушающего экспресс-анализа содержания углерода в конструкционных сталях, основанного

M.S.Lipkin, S.V.Kucherenko, T.V.Lipkina, N.V.Kucherenko

New method of carbon content determination in constructive steel

The new method nondestructive express-analyses of the contents of carbon in constructive steel which is based on electrochemical lithium intercalation in carbonaceous phases is suggested.

А.И. Омарбеков, Ю.Е. Прохоров, В.В. Ширяев

Глубокая модернизация электровозов ВЛ80 для железных дорог Республики Казахстан

Обосновывается целесообразность, наряду с обновлением эксплуатируемого парка электровозов, проведения глубокой модернизации существующих электровозов с улучшением их технико-экономических показателей и продлением срока службы.

A.K. Omarbekov, Yu.Ye. Prokhorov, V.V. Shiryayev

Deep modernization of the electric locomotive VL80 for Kazakhstan railways

Advisability of deep modernization of the existed electric locomotives with their technique and economic improvement and service life extension equally with the used locomotive sheds renewal is substantiated.

Г.К. Гетьман

Определение оптимальной мощности тягового модуля

Приведены результаты определения оптимальной градации мощности грузовых электровозов для железных дорог Украины. В качестве критерия оптимизации выбран минимум избыточной мощности локомотивного парка и минимум кратности тяги. Даны рекомендации по выбору рациональной мощности тягового модуля для полигонов тяги постоянного и переменного тока. Приведены оценки экономичной целесообразности использования модульной тяги для грузовых перевозок.

G.K. Getman

Measurement of traction module optimum power

The measurement results of power optimum gradation of goods electric locomotives for Ukrainian railways are given. The lowest redundant power of locomotive shed and the lowest tractive ratio are chosen as optimization criterion. The recommendations for choosing the tractive module rational power for AC\DC providing-grounds are given. Economic advisability estimate of module traction use for goods traffic is given.

В.Б.Зорин, Ю.Г.Колоколкин, А.А.Кураев, В.И.Шишов

Испытательная станция асинхронного тягового электропривода

Описана испытательная станция, предназначенная для проведения исследований при разработке тяговых электроприводов.

V.B.Zorin, Yu.G.Kolokolkin, A.A.Kurayev, V.I.Shishov

Test point of asynchronous traction electric drive

The test point for investigations carrying out during traction electric drive design is described.

А.В. Киреев, А.В. Лебедев, А.Н. Гудков

Компьютерная модель входного выпрямительно-инверторного преобразователя четырехквадрантного типа для ЭПС

Приводится описание компьютерной модели четырехквадрантного преобразователя с системой управления. Раскрыты особенности реализации алгоритмов управления на модели, а так же приведены осциллограммы токов и напряжений в схеме 4q-S преобразователя при различных режимах работы.

A.V. Kireev, A.V. Lebedev, A.N. Gudkov

Computer model of input rectifier & inverter converter of four-quadrant type for electric rolling stock

The description of computer model of four-quadrant converter with control system is given. The features of control algorithm realization at the model are shown, and the current and voltage oscillograms in 4q-S converter circuit during different operating conditions are given.

С.А. Пахомин, Ф.Е. Реднов, Е.И. Гребенюк, А.И. Прокопец

Линейный тяговый двигатель для транспортной системы NBP

Приведены результаты проектирования линейного реактивного индукторного двигателя для транспортной системы Neue Bahntechnik Paderborn (NBP).

S.A. Pakhomin, F.A. Rednov, Ye.I. Grebenyuk, A.I. Prokopets

Linear traction motor for NBT transport system

The design results of the linear reactive induction motor for Neue Bahntechnik Paderborn (NBP) transport system are given.

В.Г. Наймушин, Н.Ф. Никитенко, И.К. Юренко

Состояние и пути совершенствования метрологического обеспечения сертификационных испытаний

Проанализировано состояние и определены пути повышения эффективности метрологического обеспечения сертификационных испытаний на примере тягово-энергетических испытаний электровозов.

V.G. Naimushin, N.F. Nikitenko, I.K. Yurenko

State and development methods of certification tests metrology maintenance

The state of certification tests metrology maintenance is analyzed and efficiency improvement methods are determined on the example of traction-energetic tests of electric locomotives. 

Ю.А. Бурцев, В.А. Коломейцев

Расчет электрических цепей электронных и электромеханических преобразователей энергии модифицированным табличным методом

Предложен простой универсальный метод расчета электрических и магнитных цепей, свободный от ряда недостатков методов контурных токов и узловых потенциалов. Метод пригоден для цепей с линейными, нелинейными, параметрическими и реактивными элементами, а также для цепей с магнитными связями. Экономичность вычислений достигается применением алго
ритма сопряженных градиентов к решению системы линейных алгебраических уравнений с разряженной матрицей.

Yu.A. Burtsev, V.L. Kolomeytsev

Calculation of electrical circuits of electronic and electromechanic energy converters by the modified table methods

The simple and universal method for calculation of electrical and magnetic circuits without some disadvantages of the Node Potential and Loop Current methods is suggested. This method is suitable for circuits with linear, non-linear, parametric and reactive elements and for magnetic coupling circuits. Calculation economy is achieved due to using the conjugate gradient algorithm for solution of the set of linear algebraic equations with rarefied matrix.

В.А. Рогачев, Б.Б. Сербиновский

Исследование асинхронного электродвигателя с несоосностью ротора относительно расточки статора

Рассмотрены вопросы моделирования асинхронного электродвигателя с несоосностью ротора относительно расточки статора. Приводятся результаты исследования математической модели АД, устанавливающие связь между несоосностью ротора относительно расточки статора и аплитудно-частотным спектром потребляемого тока.

V.A. Rogachev, B.B. Serbinovsky

Investigation of asynchronous motor with rotor misalignment concerning stator boring 

Simulation problems of asynchronous motor with rotor misalignment concerning stator boring are considered. The investigation results of AM mathematical model connecting rotor misalignment concerning stator boring and amplitude & frequency spectrum of utilized current are given.

В.И. Седов, Л.Д. Лушникова

Определение МДС компенсационной обмотки машины постоянного тока

На основе расчета методом конечных элементов магнитного поля двигателей постоянного тока с компенсационной обмоткой подтверждено, в последнее время подвергавшееся сомнению, условие полной компенсации искажающего действия на главное поле поперечной реакции якоря, согласно которому м.д.с. якоря и м.д.с. компенсационной обмотки должны быть равны и противоположно направлены в любой точке по длине зазора главного полюса.

V.I. Sedov, L.D. Lushnikova

Measurement magnetic motive force (MMF) of DC machine compensating winding

Full compensation condition of deforming action to the main field of armature transverse reaction that was doubted for the last time is confirmed on the base of the calculation by the method of magnetic field final components of DC motors with compensating winding. According to this fact armature and compensating winding MMF should be equal and have reverse direction at any point along the main pole gap length. 

В.П. Мельников, В.В. Горобцов, В.А. Смирнов, В.И. Шкуропадский

Повышение надежности работы пневматического контактора ПК-5А-01

Приведено описание причин единичных отказов высоковольтных пневматических контакторов ПК-5А-01 в условиях эксплуатации и предложены изменения конструкции, значительно снижающие вероятность отказов и обеспечивающие надежную работу контакторов.

V.P. Melnikov, V.V. Gorobtsov, V.A. Smirnov, V.I. Shkuropadsky

Improvement of operation reliability of pneumatic contactor PK-5A-01

The description of single failure causes in high-voltage pneumatic contactors PK-5A-01 in operating conditions is given. The design changes significantly reducing probability of failures and providing safe operation of the contactors are suggested.

В.М. Калабухова, В.В. Злобин

О регулировании влажностного режима в кабинах электровозов

Дан анализ состояния влажности в кабинах машиниста электровозов при требованиях нормативных документов и фактических данных. Для обеспечения нормируемой относительной влажности предложено ввести регулируемую подачу наружного воздуха в кабину.

V.M. Kalabukhova, V.V. Zlobin

On the moisture condition control in cabins of electric locomotives. 

The analysis of moisture condition in operator’s cabin of electric locomotives according to standards and facts is given. Adjusted external air supply of the cabin is suggested to ensure the rated relative moisture.

Возврат к списку