Всероссийский научно-исследовательский и проектно-конструкторский институт электровозостроения ОАО «ВЭлНИИ»
ОАО «ВЭлНИИ» входит в состав
компании ТРАНСМАШХОЛДИНГ

Вестник ВЭлНИИ

Вестник ВЭлНИИ
т. 2(66)

АННОТАЦИИ, КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА

ABSTRACTS, KEYWORDS



А.И. Жирков, Б.И. Хоменко

Нашему институту 55 лет

Отмечены основные вехи развития электровозостроения за 55 лет. Показана роль научно-производственного объединения ВЭлНИИ и НЭВЗ как флагмана отечественного электровозостроения.

Ключевые слова: электровоз, институт, тяговый двигатель, ВЭлНИИ, НЭВЗ.

A.I. Zhirkov, B.I. Khomenko

Our institute is 55

Milestones of electric locomotive building development for 55 years are underlined. The role of the research and manufacturing association of VELNII and NEVZ as a flagship of Russian electric locomotive building is shown.

Keywords: electric locomotive, institute, traction motor, VELNII, NEVZ.



Б.А. Москалев

К 40-летию выпуска первого электровоза Sr1

Анализируются технические достижения, заложенные в конструкцию электровоза Sr1. Выполнен анализ критерия «псофометрический ток» ЭПС. Показано, что псофометрический ток как критерий соответствия неадекватен реальным физическим процессам электромагнитной совместимости ЭПС с проводными линиями связи.

Ключевые слова: электровоз Sr1, разработка, испытания, электромагнитная совместимость, псофометрический ток.

B.A. Moskalyov

The 40th anniversary of the first Sr1 electric locomotive release

The engineering achievements used in Sr1 electric locomotive design are analysed. The analysis of the «psophometric current» criterion of electric rolling stock is performed. It is shown that the psophometric current as a fitting criterion is inadequate to actual physical processes of the electromagnetic compatibility of electric rolling stock with the wirelines.

Keywords: Sr1 electric locomotive, development, tests, electromagnetic compatibility, psophometric current.



В.В. Никонов, Б.И. Хоменко, Н.В. Фошкина

Схема силовых и вспомогательных цепей электровоза 3ЭС5К с поосным регулированием

Описаны основные технические решения и краткая электрическая схема, реализованные при модернизации электровоза 3ЭС5К с поосным регулированием тяги.

Ключевые слова: 2(3)ЭС5К, силовая схема, поосное регулирование, индивидуальный ВИП.

V.V. Nikonov, B.I. Khomenko, N.V. Foshkina

The main and auxi-liary circuits of 3ES5K electric locomotive with per axle control

The basic technical solutions and brief electric circuit implemented at the modernization of 3ES5K electric locomotive with per axle control are described.

Keywords: 2(3)ES5K, main circuit, per axle control, separate reversible converter.



В.М. Турулев, Л.В. Шитова

Источник питания стенда для испытаний асинхронных тяговых электродвигателей

Описан выбор и разработка схемы испытаний асинхронных тяговых двигателей, а также анализ потерь в силовой схеме статического преобразователя при различных алгоритмах управления.

Ключевые слова: автономный инвертор напряжения, статический преобразователь, IGBT-модуль, асинхронный двигатель, схема испытания.

V.M. Turulyov, L.V. Shitova

The source of energy for the asynchronous traction motor test bench

Choice and development of the asynchronous traction motor test circuit are described, as well as analysis of the main circuit losses of the static converter under different control algorithms.

Keywords: independent voltage inverter, static converter, IGBT-module, asynchronous motor, test circuit.



А.А. Калюжный, О.А. Лидум

Теоретические основы определения результативности и эффективности СМК

Рассмотрена проблема определения результативности и эффективности СМК, предложены методы их определения.

Ключевые слова: система менеджмента качества, результативность, эффективность.

A.A. Kaliuzhny, O.A. Lidum

The theoretical basis of determination of the quality management system efficiency and effectiveness

The issue of theoretical basis of determination of the quality management system efficiency and effectiveness is considered, methods of their determination are proposed.

Keywords: quality management system, efficiency, effectiveness.



В.И. Плис, А.М. Иванишкин, О.С. Веригин

Бортовая система оперативного контроля сопротивления изоляции обмоток тяговых двигателей для электровоза 2ЭС4К

Описан принцип действия, схемотехнические и программные решения по построению бортовой системы оперативного контроля сопротивления изоляции обмоток тяговых двигателей для электровоза 2ЭС4К.

Ключевые слова: сопротивления изоляции, бортовая система, блок согласования, контроль, измерение.

V.I. Plis, A.M. Ivanishkin, O.S. Veriguin

The operation monitoring on-board system of the traction motor windings insulation resistance for 2ES4K electric locomotive

The functional principle, circuit and program solutions on building of the operation monitoring on-board system of the traction motor windings insulation resistance for 2ES4K electric locomotive are described.

Keywords: insulation resistance, on-board system, synchronizer unit, monitoring, measurement.



Т.А. Ецков, Л.В. Бадикова, Т.Ю. Волохова, И.Л. Кострубин, П.В. Попов

Исследование кинематического механизма асимметричного токоприемника с кулисным механизмом и вертикальным пневмоприводом

Методом численного моделирования получены статические характеристики контактного нажатия асимметричного токоприемника, имеющего кинематическую схему с кулисным механизмом и вертикальным пневмоприводом. По анализу результатов предложены пути модернизации данной кинематической схемы.

Ключевые слова: асимметричный токоприемник, кинематическая схема, контактное нажатие.

T.A. Yetskov, L.V. Badikova, T.Yu. Volokhova, I.L. Kostrubin, P.V. Popov

Research of the asymmetric pantograph kinematic mechanism with coulisse mechanism and vertical pneumatic drive

Static contact force characteristics of the asymmetric pantograph having kinematic scheme with coulisse mechanism and vertical pneumatic drive were obtained by numerical simulation. Ways of modernization of the kinematic scheme were proposed after the analysis of the results.

Keywords: asymmetric pantograph, kinematic scheme, contact force.



А.А. Мельников, А.А. Жмак

Пневматическая система магистрального электровоза 2ЭС4К

Приведено описание пневматической системы электровоза 2ЭС4К, функциональное назначение основных пневматических и электропневматических аппаратов. Приводится перечень основных конструктивных изменений, внесенных в пневматическую систему, а также предложены пути дальнейшего совершенствования электровоза.

Ключевые слова: пневматическая система, автоматический тормоз, схема пневматическая принципиальная, тормозное оборудование.

Melnikov A.A., Zhmak A.A.

Pneumatic system of 2ES4K mainline electric locomotive

Pneumatic system of 2ES4K electric locomotive is described, as well as functions of main pneumatic and electropneumatic apparatus. The list of basic design modifications of pneumatic system is provided; ways of further improvement are proposed.

Keywords: pneumatic system, automatic brake, pneumatic principal circuit, brake equipment.



Б.А. Москалев, И.Г. Лозин, Т.М. Сетник

Нормирование шума железнодорожного подвижного состава

Представлены результаты измерений шума ЭПС в кабине машиниста, внешнего шума подвижного состава. Приведены дозовые оценки.

Ключевые слова: электровоз, шум, доза воздействия, уровни звука и звукового давления.

Moskalyov B.A., Lozin I.G., Setnik T.M.

The noise regulation of the rolling stock

The measurement data of the electric rolling stock noise in the driver’s cabin and outside are represented. The noise dose values are estimated.

Keywords: electric locomotive, noise, noise dose, volume and sound pressure levels.



В.А. Мещеряков, А.Н. Смердин, А.С. Голубков.

Предпосылки получения статистически достоверных данных в ходе имитационного моделирования токосъема

Рассмотрены современные методы моделирования взаимодействия контактных подвесок с токоприемником. Предложена нейросетевая модель токосъема, позволяющая определять статистически достоверные значения контактного нажатия токоприемника на контактный провод при использовании обучающей выборки, полученной при проведении экспериментальных поездок.

Ключевые слова: токоприемник, контактная сеть, нейронная сеть, модель токосъема.

Mescheryakov V.A., Smerdin A.N., Golubkov A.S.

Prerequisites for obtaining statistically valid data during simulation modeling of current collection

Advanced methods for modeling the interaction of catenary suspensions and the current collector are considered. A neural network model of current collection is proposed, that allows determining statistically valid values of contact force between current collector and contact wire by using training set obtained during the experimental trips.

Keywords: current collector, catenary, neural network, current collection modeling.



В.И. Балакай, В.В. Иванов, Г.П. Сметанкин, К.В. Мурзенко

Антифрикционные и износостойкие композиционные покрытия с проявлением синергетического эффекта при трении для использования на железнодорожном транспорте

Проанализирован возможный синергетический эффект проявления износостойкости и антифрикционности композиционными электролитическими покрытиями никель-бор-фторопласт. Результаты расчета диагностических свойств покрытий по модели «концентрационной волны» обсуждаются в сравнении с соответствующими экспериментальными данными.

Ключевые слова: композиционные покрытия, антифрикционность, износостойкость, наноструктурность, синергетический эффект.

V.I. Balakay, V.V. Ivanov, G.P. Smetankin, K.V. Murzenko

Antifriction and wear-resistance composite coatings with synergistic effect at friction to be applied on the railway transport

The possible synergistic effect of durability and antifrictionality by composite electrodeposited coatings of nickel-boron-fluoroplastic is analyzed. The calculation results of the diagnostic properties of these coatings according to the «concentration wave» model are discussed in comparison with the relative experimental data.

Keywords: composite coatings, antifrictionality, durability, nanostructure, synergistic effect.



В.А. Карпычев, В.Я. Солодилов, А.А. Мошков

Оценка КПД клещевого механизма тормозного блока дискового тормоза для железнодорожного транспорта

Рассмотрен вопрос оценки КПД клещевого механизма тормозного блока дискового тормоза для железнодорожного транспорта. Решены задачи по определению распределения сил в шарнирных соединениях и величины усилия нажатия фрикционных накладок на тормозной диск с учетом влияния сил трения в шарнирах. Произведена оценка изменения КПД механизма в зависимости от величины износа деталей пары трения. Приведен пример расчета усилия нажатия накладок на диск и его изменения в зависимости от величины износа деталей пары трения.

Ключевые слова: коэффициент полезного действия, клещевой механизм, усилие нажатия, коэффициент трения, шарнирное соединение, сила реакции, кинематическая схема, передаточное число.

V.A. Karpychev, V.Ya. Solodilov, A.A. Moshkov

Efficiency factor estimation of a disc brake caliper unit for railway transport

Aspects of efficiency factor estimation of a disc brake caliper unit for railway transport are considered. Determination of force distribution in joint connections, and compression force value of friction pads on the brake disk is done with account of friction forces influence in joints. Estimation of efficiency factor change of the unit due to deterioration of friction pair components is produced. Example of calculation of compression force of friction pads on a brake disk, and its change due to deterioration of friction pair components, is represented.

Keywords: efficiency factor, caliper unit, compression force, friction coefficient, joint connection, reaction force, kinematic scheme, transmission ratio.



Г.М. Волохов, Д.Е. Керенцев

Развитие методов оценки прочности конструкций цельнокатаных железнодорожных колес и критериев их допуска к эксплуатации

Приведены результаты библиографических исследований методик расчета и оценки прочности железнодорожных колес и порядка допуска их к эксплуатации. Приводимые обобщения даны на основе анализа, прежде всего, стандартов США, Европейского сообщества, России и публикаций ведущих ученых этих стран. Осуществлена попытка сопоставления излагаемых методик расчета и рекомендуемых критериальных соотношений оценки прочности колес и их допуска к эксплуатации. Сделаны некоторые обобщения по гармонизации излагаемых подходов и требований к оценке прочности цельнокатаных железнодорожных колес.

Ключевые слова: прочность железнодорожных колес, цельнокатаное железнодорожное колесо, критерий допуска, допуск к эксплуатации, оценка прочности, методика расчета, критериальное соотношение.

G.M. Volokhov, D.E. Kerentsev

Development of strength evaluation methods for solid-rolled railway wheels construction and criteria of their release to service

The results of bibliographic research of calculation and strength evaluation methods for railway wheels and procedure of their release to operation are presented. The cited summary is given on the basis of the analysis of mainly USA, European Community and Russian standards and publications of leading scientists of these countries. An attempt is made to correlate stated calculation methods and recommended criterion ratio of wheel strength evaluation and their release to service. Summery on the harmonization of stated approaches and requirements to solid-rolled railway wheels strength evaluation is made.

Keywords: railway wheel strength, solid-rolled railway wheel, release criterion, release to service, strength evaluation, calculation method, criterion ratio.



Ал.Ал. Демьянов, Ал.Ан. Демьянов

Повышение эффективности перевозочного процесса путем модернизации тормозных систем подвижного состава

Разработано решение отраслевой проблемы исключения повреждения колес сортируемого подвижного состава ползунами на сортировочных горках, использующих башмачную технологию. Разработано уравнение движения подвижного состава по горочным путям, оборудованным регулятором юза.

Ключевые слова: регулирование юза, подвижной состав, скольжение колесных пар юзом, сохранность колес.

Al.Al. Demianov, Al.An. Demianov

Improvement of rail traffic management efficiency by modernization of rolling stock brake systems

Solution of the branch problem of sorted rolling stock wheelsets protection against damaging by tread-brake shoes on gravity sorting yards is developed. Equation of rolling stock passing gravity sorting yard lines equipped with slip-slide regulator is derived.

Keywords: slide regulation, rolling stock, wheelsets slide, wheels safety.

Возврат к списку