Всероссийский научно-исследовательский и проектно-конструкторский институт электровозостроения ОАО «ВЭлНИИ»
ОАО «ВЭлНИИ» входит в состав
компании ТРАНСМАШХОЛДИНГ

Вестник ВЭлНИИ

Вестник ВЭлНИИ
т. 1(67)

АННОТАЦИИ, КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА

ABSTRACTS, KEYWORDS



И.В. Синявский, А.И. Жирков, А.А. Курочка

Стенд для испытаний асинхронных тяговых электродвигателей

Рассмотрены вопросы разработки и изготовления стенда для испытаний асинхронных тяговых двигателей по схеме взаимной нагрузки.

Ключевые слова: статический преобразователь, асинхронный двигатель, схема взаимной нагрузки.

I.V. Sinyavsky, A.I. Zhirkov, A.A. Kurochka

Test bench for asynchronous traction electric motors

Issues of development and production of asynchronous traction motors test bench based on the loading-back scheme are considered.

Keywords: static convertor, asynchronous motor, loading-back scheme.



И.А. Кудинов, А.А. Калюжный, А.М. Иванишкин, Л.Ю. Давыдова

Электровоз 3ЭС4К с бустерной секцией

Рассмотрены основные технические параметры и характеристики электровозов 2ЭС4К и 3ЭС4К с бустерной секцией. Описано новое оборудование, используемое на электровозе 3ЭС4К; перечислены основные преимущества использования бустерной секции. Разработанный электровоз 3ЭС4К с бустерной секцией является наиболее рациональным вариантом электровоза постоянного тока для вождения тяжеловесных составов.

Ключевые слова: электровоз, бустерная секция, тяговые характеристики, постоянный ток.

I.A. Kudinov, A.A. Kaliuzhny, A.M. Ivanishkin, L.Yu. Davydova

3ES4K electric locomotive with the booster unit

Basic technical parameters and characteristics of 2ES4K and 3ES4K electric locomotives with the booster unit are considered. New equipment applied on 3ES4K electric locomotive is described; main advantages of the booster unit application are mentioned. 3ES4K electric locomotive with the booster unit is the most rational version of DC electric locomotive for heavy trains driving.

Keywords: electric locomotive, booster unit, traction characteristics, direct current.



П.В. Попов, Т.А Ецков

Устройства защиты токоприемников. Особенности конструкции и применения

Рассмотрены различные типы защитных устройств, предназначенных для снижения аварийности и повреждаемости токоприемников в нештатных ситуациях. Определены их достоинства и недостатки, ограничения применяемости в зависимости от конструкции токоприемника и эффективность защиты в различных аварийных ситуациях. Сделан вывод о необходимости дальнейшего совершенствования конструкции защитных устройств токоприемников.

Ключевые слова: асимметричный токоприемник, защитное устройство, механизм аварийного опускания, клапан предельной высоты.

P.V. Popov, T.A. Etskov

Current collector protection devices. Their design and application features

Different types of protection devices designed for reduction of accidents and damage rate of current collector in emergency situations are described. Their advantages and disadvantages are defined, as well as application limitations depending on current collector’s design and protection efficiency in different emergency situations. Conclusion on necessity of further improvement of current collector protection devices is made.

Keywords: asymmetric current collector, protection device, emergency dropping mechanism, maximum height valve.



Т.А. Ецков, П.В. Попов

Исследование аэродинамических характеристик скоростного токоприемника

Методом численного моделирования получены аэродинамические характеристики аэродинамических крыльев, представляющих собой пластины различной ширины, изогнутые по радиусу 150 мм. Полученные данные позволяют регулировать аэродинамические характеристики токоприемника при проведении испытаний на железной дороге путем подбора количества, размеров и ориентации аэродинамических крыльев на токоприемнике.

Ключевые слова: асимметричный токоприемник, аэродинамические крылья.

P.V. Popov, T.A. Etskov

Analysis of aerodynamic properties of high-speed current

Aerodynamic characteristics of aerodynamic wings constituting the plates of different width curved by radius 150 mm were obtained using numerical simulation. Obtained data allow to control aerodynamic characteristics of the current collector during the railroad tests by choosing quantity, dimensions and orientation of aerodynamic wings on the current collector.

Keywords: asymmetric current collector, aerodynamic wings.



Г.И. Володин, А.Ю. Бахвалов, Д.Н. Куимов

Синтез геометрии зубцового слоя индуктора линейного асинхронного двигателя

Разработана методика и компьютерная программа синтеза зубцового слоя индуктора линейного асинхронного двигателя. Методика отличается от известных наличием этапа расчета магнитного поля методом конечных элементов. Приведен пример и указаны области применения.

Ключевые слова: индуктор линейного асинхронного двигателя, зубцовый слой, синтез, программа.

G.I. Volodin, A.Yu. Bakhvalov, D.N. Kuimov

Synthesis of the tooth layer geometry of the linear induction motor inductor

The method and the computer program of the tooth layer synthesis of the linear induction motor inductor are developed. The method differs from the existing ones by the presence of magnetic field calculation by the finite elements method. The example is presented and application area is shown.

Keywords: linear induction motor inductor, tooth layer, synthesis, program.



Т.А. Силантьева, А.Ю. Бахвалов, А.Е. Редун, Б.Е. Рыбалко

Повышение диэлектрических и прочностных свойств пальцев кронштейнов щеткодержателей тяговых электродвигателей

С целью выяснения причин низкой надежности пальцев кронштейнов щеткодержателей тяговых электродвигателей проведены сравнительные испытания пальцев, демонтированных с эксплуатируемых двигателей, и пальцев после изготовления. Выявлен недостаток в конструкции пальцев в части заполнения зазора между опрессованной шпилькой и фарфоровым изолятором; предложены меры по его устранению.

Ключевые слова: палец кронштейна щеткодержателя, испытания, заполнение зазора, увлажнение, загрязнение поверхности, температура, иней, высокое напряжение, неоднородность электрического поля.

T.A. Silantieva, A.Yu. Bakhvalov, A.E. Redun, B.E. Rybalko

Improvement of dielectric and strength properties of the studs of brackets of traction electric motor brush holders

To study out the causes of low reliability of the studs of brackets of traction electric motor brush holders, the comparative tests of studs dismounted from the running motors and studs after production were performed. The defect of the studs construction was revealed, in the part of gap filling between the compression pin and porcelain insulator; the corrective measures are proposed.

Keywords: studs of brush holders’ brackets, tests, gap filling, moistening, surface contamination, temperature, frost, high voltage, electric field nonuniformity.



В.И. Седов, Л.С. Русанова

Влияние отклонения от номинальных значений параметров режима испытаний на частоту вращения тягового двигателя

Предложена формула для учета влияния отклонений параметров режима испытаний от номинальных значений на частоту вращения тяговых двигателей при проведении приемо-сдаточных испытаний.

Ключевые слова: частота вращения, параметры режима испытаний, магнитная характеристика, коэффициент насыщения.

V.I. Sedov, L.S. Rusanova

The influence of test mode parameters’ deviation from nominal values on the rotational frequency of traction motor

The formula of influence of test mode parameters’ deviation from the nominal value on the rotational frequency of traction motor when performing the acceptance tests is proposed.

Keywords: rotational frequency, test mode parameters, magnetic characteristic, saturation factor.



Р.В. Изварин, Е.О. Посохов

Реализация тепловой защиты IGBT-модулей тягового преобразователя ПТ-17

Предложена дискретная тепловая модель системы охлаждения для реализации тепловой защиты преобразователя.

Ключевые слова: тепловая модель, преобразователь, защита.

R.V. Izvarin, E.O. Posokhov

Realization of thermal protection of IGBT modules of PT-17 traction converter

Discrete thermal model of cooling system for the converter thermal protection is proposed.

Keywords: thermal model, converter, protection.



А.М. Иванишкин, О.С. Веригин

Особенности применения системы управления тормозами поездов повышенной длины и веса на электровозах 2ЭС5К (3ЭС5К)

Рассмотрены перспективные системы управления тормозами грузовых поездов повышенной длины и веса. Выполнен анализ особенностей применения рассмотренных систем на электровозах серии 2ЭС5К (3ЭС5К) в зависимости от условий работы и железнодорожного полигона.

Ключевые слова: система управления торможением поезда, тормозная магистраль, локомотивное оборудование, безопасность, электровоз 2ЭС5К (3ЭС5К).

A.M. Ivanishkin, O.S. Veriguin

Application aspects of brakes control systems of trains of higher length and weight on 2ES5K (3ES5K) electric locomotives

Advanced brakes control systems of freight trains of higher length and weight are considered. Analysis of application aspects of these systems on 2ES5K (3ES5K) electric locomotives is performed depending on working conditions and railway operating area.

Keywords: train brakes control system, brake pipe, locomotive equipment, safety, 2ES5K (3ES5K) electric locomotive.



И.А. Кудинов, Б.Н. Лобов

Повышение надежности и безопасности эксплуатации электровоза путем диагностирования нагрева силового оборудования

Рассмотрены основные причины выхода из строя основного оборудования электровоза. Проведен анализ существующих систем теплового контроля на электровозах, спроектированных ОАО «ВЭлНИИ». Анализ причин отказа основного оборудования электровоза показал необходимость введения системы непрерывного контроля температуры для обеспечения высокого уровня надежности электровоза.

Ключевые слова: электровоз, температура нагрева, оборудование, контроль.

I.A. Kudinov, B.N. Lobov

Improvement of reliability and operating safety of electric locomotives by means of power equipment heating diagnostics

Main causes of electric locomotive major equipment failures are considered. Analysis of existing thermal control systems installed on electric locomotives designed by OAO “VELNII” is made. Analysis of major equipment failure causes revealed the necessity of non-stop thermal control system installation to achieve high robustness of electric locomotives.

Keywords: electric locomotive, heat temperature, equipment, control.



В.Т. Щербаков, Ю.П. Ерохин, Д.В. Щербаков

Разработка локомотива с гибридной силовой установкой для промышленных предприятий

Рассмотрена возможность разработки гибридного привода для локомотивов. Представлены существующие гибридные локомотивы производства НПП «Полет», приведены их сравнительные характеристики, дан анализ возможной замены существующих тепловозов гибридами от НПП «Полет». Показаны перспективы использования тяговых единиц производства НПП «Полет».

Ключевые слова: гибридный, маневровый локомотив, промышленные предприятия, разработка, сравнение.

V.T. Shcherbakov, Yu.P. Erokhin, D.V. Shcherbakov

Development of the locomotive with hybrid propulsion unit for industrial enterprises

The possibility of hybrid locomotive drive development is considered. Existing hybrid locomotives of NPP “Polyot” are represented with description of their comparative characteristics and analysis of possible replacement of existing diesel locomotives with “Polyot”’s hybrids. The perspectives of “Polyot”’s traction units usage are shown.

Keywords: hybrid, shunting locomotive, industrial enterprises, development, comparison.



В.Г. Маслиев, Ю.В. Макаренко, А.О. Маслиев

Результаты исследования транспортного средства на пневматических рессорах

Приведены результаты исследования влияния на динамику транспортного средства силовых импульсов, которые возникают при пневматическом рессорном подвешивании во время процесса управления положением кузова по высоте, если регулятор положения кузова разработан с использованием компьютерных технологий.

Ключевые слова: динамика, транспортное средство, пневматическая рессора, регулятор, импульс.

V.G. Маsliev, Yu.V. Makarenko, A.О. Masliev

The research results of the vehicle with pneumatic springs

Presentation of research results of how vehicle dynamics is influenced by the power pulses that occur at pneumatic spring suspension in the course of regulation of the carbody height position, if the carbody position regulator is designed with computer technologies.

Keywords: dynamics, vehicle, pneumatic spring, regulator, pulse.



В.И. Балакай, Г.П. Сметанкин, К.В. Мурзенко, И.Ф. Бырылов

Технологии низкотемпературного блестящего никелирования для применения в электровозостроении

Исследовано влияние режимов электролиза на физико-механические свойства блестящих никелевых покрытий, осажденных из хлоридного электролита. Приведены результаты экспериментального изучения производственной эксплуатации данного электролита.

Ключевые слова: никелирование, хлоридный электролит, микротвердость покрытия, пористость, блескообразование.

V.I. Balakay, G.P. Smetankin, K.V. Murzenko, I.F. Byrylov

Technologies of low-temperature bright nickel plating to be applied in the electric locomotive building

The influence of the electrolytic process modes on physical and mechanical properties of bright nickel chloride electrolyte deposited coatings is analyzed. Expe-rimental results of industrial exploitation of this electrolyte are represented.

Keywords: nickel coating, chloride electrolyte, surface microhardness, sponginess, brightening.



О.С. Веригин

Определение параметров ПИ-регулятора тока тягового вентильно-индукторного электропривода с применением инструментария MATLAB/ SISOTool

Рассмотрена технология определения параметров ПИ-регулятора тока тягового вентильно-индукторного электропривода с применением инструментариев MATLAB: Control Systems Toolbox и SISOTool. Выполнено компьютерное моделирование переходных процессов тока, сформулированы выводы.

Ключевые слова: тяговый вентильно-индукторный электропривод, компьютерное моделирование, ПИ-регулятор тока, передаточные функции, SISOTool, Control Systems Toolbox.

O.S. Veriguin

Determination of PI-controller parameters of the traction valve-inductor electric drive current using MATLAB/SISOTOOL

Technology of determination of PI-controller parameters of the traction valve-inductor electric drive current (using MATLAB tools: Control Systems Toolbox and SISOTool) is considered. The machine simulation of the current transient processes is fulfilled; conclusions are made.

Keywords: traction valve-inductor electric drive, machine simulation, PI-controller, transfer functions, SISOTool, Control Systems Toolbox.



В.П. Бубнов, В.И. Сафонов, А.В. Тырва

Модель надежности программных средств с подключением второй команды программистов для исправления ошибок

Рассматривается модель надежности программных средств и планирования испытаний программного обеспечения, описываемая с помощью нестационарной системы обслуживания. Приводится граф переходов между состояниями системы обслуживания, а также система дифференциальных уравнений и пример оценки эффективности подключения второй команды программистов для исправления ошибок.

Ключевые слова: моделирование надежности программных средств, нестационарная система обслуживания.

V.P. Bubnov, V.I. Safonov, A.V. Tyrva

A software reliability model involving the second team of programmers for correction of errors

The software reliability and test planning model described by non-stationary service system is considered. The transitions between the service system states are shown, as well as differential equations system and an example of assessment of efficiency of the second team of programmers for errors correction.

Keywords: software reliability modeling, non-stationary service system.



Ал.Ал. Демьянов, Ал.Ан. Демьянов

Некоторые аспекты повышения эффективности железнодорожного транспорта в современных условиях

Рассмотрен подход комплексного внедрения инновационных разработок по принципу финансирования медленноокупаемых проектов быстроокупаемыми. В рамках данного метода приведены примеры быстроокупаемых технических решений, позволяющие решить ряд отраслевых проблем, возникающих при работе подвижного состава как на магистрали, так и на станциях.

Ключевые слова: подвижной состав, подъемно-транспортные механизмы, повышение долговечности и безопасности, самоокупаемость, взаимное самофинансирование.

Al.Al. Demianov, Al.An. Demianov

Some aspects of railway transport efficiency improvement under current conditions

Approach of complex implementation of innovative developments is considered based on the principle of financing of slow-payback projects by fast-payback ones. There are examples of such fast-payback technical solutions allowing to settle many of branch problems occurring in the course of rolling stock working, not only on main railway lines but also at the stations.

Keywords: rolling stock, materials-handling machines, durability and safety improvement, payback, mutual self-financing.



О.А. Лидум

Определение ожидаемых затрат на гарантийные обязательства ОАО «ВЭлНИИ» с учетом интенсивности отказов продукции

Представлен метод расчета ожидаемых затрат ОАО «ВЭлНИИ» на гарантийные обязательства с учетом интенсивности отказов продукции и гарантийных сроков. Метод предназначен для практического применения при учете суммы затрат в себестоимости производимого электрооборудования и создания специализированного резерва.

Ключевые слова: гарантийные обязательства, интенсивность отказов, гарантийный срок, резерв на гарантийный ремонт.

O.A. Lidum

Determination of estimated cost of OJSC “VELNII” warranty liabilities with account of product failure rate

The calculation method of OJSC “VELNII” estimated cost of warranty liabilities with account of the product failure rate and of the guarantee terms is represented. Method can be practically applied when calculating the amount of expenses in the produced electric equipment self-cost and for the specialized reserve generation.

Keywords: warranty liabilities, failure rate, guarantee term, reserve for repair guarantee.



Б.А. Москалев

Методика испытаний железнодорожного подвижного состава по электромагнитным излучениям

Приводятся результаты испытаний железнодорожного подвижного состава по электромагнитным излучениям и разработки ГОСТ «Системы жизнеобеспечения на железнодорожном подвижном составе. Часть 5. Методы испытаний по определению уровней электромагнитных излучений».

Ключевые слова: природные и техногенные электромагнитные поля, геомагнитное поле, предельно допустимые уровни, параметры электромагнитных излучений, методы испытаний, нормирование воздействия ЭМП.

B.A. Moskalyov

Method of the rolling stock testing for the electromagnetic emission

The results of the rolling stock testing for the electromagnetic emission and development of the GOST «Life support systems on the rolling stock. Part 5. Tests methods for determination of electromagnetic emission levels» are presented.

Keywords: natural and technogenic electromagnetic fields, geomagnetic field, maximum permissible levels, electromagnetic emission parameters, tests methods, EMF effects regulation.

Возврат к списку